В настоящее время существуют несколько «черных списков» российских физических лиц и компаний. ЕС, США, Япония и некоторые другие страны ввели адресные санкции и ограничительные меры в связи с событиями в Украине с марта 2014 г.; режим санкций Европейского Союза был продлен в марте 2015 г. В настоящее время санкционный список одного Европейского Союза в отношении России включает 151 физическое лицо и 37 организаций, и список физических лиц и компаний продолжает расти вместе с количеством стран, которые вводят санкции.
Введение санкций западными и другими странами, очевидно, является ответом на то, что они воспринимают как нарушение Российской Федерацией своих обязательств в соответствии с международным правом в отношении Украины. Разумеется,, в действительности введение санкций является настолько же результатом политических соображений, насколько и теорий права; в любом случае, включение в так называемый «черный список» может повлечь серьезные и различные по характеру последствия для физических лиц и компаний в нескольких плоскостях. Кроме того, на преодоление репутационного ущерба для лица, включенного в такой список, и членов его семьи или для его компании могут потребоваться годы.
Включение в такой список может иметь парализующий эффект как в финансовом, так и в физическом плане. Лицо или компания, включенная в такой список, может ожидать немедленного применения финансовых ограничений и заморозки банковских счетов без предварительного уведомления. Предоставление «финансовых ресурсов» таким лицам и компаниям может даже рассматриваться в качестве уголовного преступления. Сюда может относиться любая экономическая помощь, от оплаты сумм по договорам до предоставления нефинансовых ресурсов, таких как продовольствие или электроэнергия. В связи с жесткими банковскими стандартами крупные банки разрывают отношения с лицами, включенными в такой список, или отказывают в проведении для них банковских трансакций. Без доступа к счетам и кредитным картам повседневная жизнь становится сложной. Даже успешные компании могут испытывать серьезные трудности, лишившись банковских услуг и столкнувшись с проблемами при заключении международных сделок. Кроме того, по отношению к физическим лицам часто вводятся запреты на въезд, что может повлечь значительное нарушение графика частной и деловой жизни таких лиц.
Как только физическое лицо или компания включаются в такой список, они могут оспорить свое включение в рамках соответствующей судебной системы, в которой введены санкции (например, санкции Европейского Союза могут быть оспорены в Европейском суде в Люксембурге). Физические лица и компании, включенные в список, как правило, но не всегда, информируются о санкциях органом, который их вводит. Иногда физические лица обнаруживают, что они являются объектом санкций, только когда сталкиваются с вышеупомянутыми трудностями. Санкции обычно публично сообщаются в некоторой форме и содержат причины включения физических лиц или компаний; однако такие причины часто являются неопределенными или им недостает доказательств в их поддержку, что создает огромные трудности для лиц, намеревающихся оспорить санкции в суде. Решающие доказательства также могут быть сокрыты из соображений безопасности или в связи с национальными интересами. Это создает дополнительное препятствие для понимания того, почему имело место включение в список. Таким образом, чрезвычайно важно обращаться к юристам с опытом опротестования санкций.
Обращение к опытным юристам не только важно, но и необходимо, как только физическое лицо или компания обнаруживает факт своего включения в такой список. Лица, включенные в список, часто тратят несколько важных недель, пытаясь отменить свое включение в список с помощью контактов, которые у них могут иметься в правительстве. Такой подход часто приводит к значительным напрасным затратам, в то время как лицо рискует не уложиться в сроки, предусмотренные для соответствующего опротестования в суде. Такие сроки часто очень ограничены, поэтому необходимы немедленные действия. Неофициальные контакты могут быть полезными, но наиболее эффективными они являются при их привлечении наряду с применением правовых механизмов через суды, чтобы использовать все возможности. Длительное влияние бездействия в отношении включения в санкционный список может носить разрушительный характер и должен быть урегулирован с помощью юридической консультации и быстрых действий для соблюдения предусмотренных для опротестования временных сроков.
Lawrence Northmore-Ball (выпускник Кембриджского и Новосибирского государственного университетов) является юристом в отделе международного права Carter-Ruck, юридической фирмы, специализирующейся на разрешение споров, с существенным опытом опротестования адресных санкций от имени физических и юридических лиц.